Нарушение слуховой функции у детей или тугоухость является серьезной проблемой в детской практике, так как понижение слуха влияет на развитие ребенка, его навыков, речевой функции и его социализацию, а, следовательно, накладывает огромный негативный отпечаток на весь жизненный путь. И от грамотных и своевременных действий взрослых, окружающих ребенка (родителей, учителей, врачей), зависит, каким он будет.
Слух является вторым по значению, после зрения, органом чувств, с помощью которого человек адаптируется в окружающей среде. Многочисленные наблюдения за глухими людьми, независимо от формы глухоты и сроков утраты слуха, дают возможность понять, насколько беден мир у лиц, страдающих тугоухостью. И чем раньше ребенок теряет слух, тем сильнее негативное влияние этого недуга на жизнь ребенка и в последующем, подростка и взрослого человека. Таким образом, становится очевидным вопрос правильной и своевременной диагностики начальных проявлений снижения слуха именно в детской практике.
Тугоухость у детей - это заболевание, при котором нарушается восприятие звуков и их проведение по путям слухового анализатора. В 80% нарушения слуха у детей наблюдаются у детей первых 3х лет жизни, что существенно влияет на уровень общего развития, речевую функцию и интеллект. Лишь 0,3% от общего количества детей с нарушением слуха имеют врожденную тугоухость, которая лечится оперативным путем на 1м году жизни ребенка. Для успешной реабилитации детей с нарушениями слуха необходимо как можно раньше диагностировать любое его нарушение и начать лечение ребенка.
В зависимости от причины различают врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации поражения слухового анализатора различают кондуктивную (поражение отделов звукопроведения), сенсоневральную (поражение внутреннего уха и рецепторов звуковосприятия) и смешанную формы тугоухости. В структуре поражения слухового анализатора у детей 91% занимает сенсоневральная тугоухость, 7% кондуктивнаю и 2% смешанная тугоухость.
По степени поражения различаю 4 степени выраженности и полную глухоту, что определяется при выполнении пороговой тональной аудиометрии.
По времени возникновения тугоухости различают прелингвальную (наступившую до развития речевой функции) и постлингвальную (возникшую после развития речевой функции).
Причины возникновения тугоухости различны в случае врожденной и приобретенной потери слуха. При врожденной тугоухости огромное значение имеет здоровье матери и течение беременности. Причины возникновения приобретенной тугоухости разнообразны – различные инфекционные заболевания (корь, дифтерия, скарлатина и т.д.,
- воспалительные заболевания ЛОР-органов (отиты, аденоидит, тонзиллит)
- серные пробки
- травмы органа слуха
- инородные тела наружных слуховых проходов
- лекарственная интоксикация ототоксичными препаратами
- вакцинация и т.д.
Клиническая картина тугоухости зависит от причин ее развития, степени потери слуха, сроков ее возникновения. Родителей должно настораживать, что ребенок перестал реагировать на разговор с ним, часто переспрашивать, смотреть телевизор с увеличением громкости, говорить громче, чем раньше, «читать с губ». При длительном течении тугоухости затрудняется речевая функция, ограничивается словарный запас, страдает структура слова и т.д. При развитии тугоухости при лекарственной интоксикации возникает шум в ушах, периодически признаки дезориентации в пространстве, приступы головокружения.
Диагностика тугоухости заключается в тщательном сборе анамнеза, проведении камертональных проб, тимпанометрии, тональной пороговой аудиометрии. У детей младшего возраста необходимо проведение отоакустической эмиссии, регистрации вызванных слуховых потенциалов, электрокохлеографии. После тщательной диагностики лечение проводится врачами-оториноларингологами (при кондуктивной тугоухости), сурдологами и отоневрологами (при сенсоневральной тугоухости).
Методы лечения детей с нарушениями слуха разделяют на медикаментозные и физиотерапевтические и зависят от причины и формы тугоухости.
При наличии инородных тел, серных пробок проводят их удаление, при травмах проводится хирургическое лечение в условиях стационара. При всех формах сенсоневральной тугоухости показано лечение в условиях стационара совместно с неврологами и сурдологами.
В амбулаторной практике чаще встречаются нарушения слуха по типу кондуктивного поражения на фоне острого респираторного заболевания, когда вследствие отека слизистой оболочки полости носа происходит блокировка устий слуховых труб и возникает картина тубоотита. Из всех поражений слухового анализатора по типу звукопроведения это часто встречающаяся патология, имеющая наиболее благоприятное течение и исход. Основной причиной является хронический аденоидит, при котором происходит разрастание аденоидной ткани в носоглотке и закрытие устий слуховых труб. При такой патологии проводится симптоматическая терапия, местная противоотечная медикаментозная терапия, сочетающаяся с физиотерапевтическим воздействием. Такая тактика лечения позволяет в максимально короткие сроки улучшить слух у ребенка и ведет к полному его восстановлению при условии своевременной диагностики.
Поэтому, если Вы заметили у ребенка начальные признаки нарушения слуха, не откладывайте визит к врачу. Срочно проконсультируйтесь у врача-оториноларинголога, пройдите диагностику и начните лечение. Помните, что чем раньше поставлен правильный диагноз и начато лечение, тем благоприятнее прогноз!
В ЛОР-КЛИНИКЕ в Чертаново Вашему ребенку проведут эндоскопическое обследование, сделают тимпанометрию, проведут камертональное и аудиологическое обследование. Врач индивидуально подберет рациональную схему лечения и назначит необходимые физиотерапевтические виды лечения.